Северная железная дорога

История Северной железной дороги

 
Мамонтов
Мамонтов Савва Иванович
Начальники дорог

История Северной железной дороги

Основание магистрали стало заслугой величайшего русского промышленника и покровителя искусств Саввы Ивановича Мамонтова. Он продолжил дело своего отца, Ивана Федоровича Мамонтова, который построил дорогу от Москвы до Сергиева Посада без участия иностранного капитала и без гарантии от правительства. От Сергиева Посада дорога была продолжена до Ярославля, Вологды и Архангельска. Именно Савва Мамонтов, возглавивший Общество Московско-Ярославской железной дороги после отца, доказал акционерам необходимость продолжать строительство железнодорожной ветки на север.

"…дорога эта, служа настоятельным потребностям края, не останется без достаточного движения, даже на первое время. А в будущем, по мере развития торговли и промышленности края, движение по ней увеличится, и, таким образом, успех предприятия компании будет идти рука об руку с развитием благосостояния края…".

Савва Мамонтов, 20 июня 1872 года

В современных границах Северной магистрали самый первый ее участок - Шуйско-Ивановская железная дорога. Именно поэтому официальной датой, от которой ведется история Северной железной дороги, принято считать 16 сентября 1868 года – день открытия движения по Шуйско-Ивановской ветви.

В 1871 году начато строительство железнодорожных путей к Вологде. Магистраль соединила промышленные регионы и регионы добычи сырья, дала импульс развитию новых торговых путей, строительству заводов и фабрик, появлению населенных пунктов, в целом развитию народного хозяйства севернее Ярославля, освоению полярных территорий в XX в. В предвоенные годы завершено строительство магистрали до заполярной Воркуты.

В Великую Отечественную войну железнодорожный транспорт Севера стал основной артерией, питающей войска Ленинградского, Волховского и Карельского фронтов. Железная дорога обеспечивала перевозки до блокадного Ленинграда, доставку грузов, доставляемых северными морскими конвоями, вглубь страны.

С середины 50-х годов XX в. началось интенсивное развитие дороги - осуществлялось техническое перевооружение, внедрялись новые технологические решения для повышения эффективности работы, расширялась железнодорожная сеть. Это делалось, чтобы обеспечить возрастающие объемы перевозок, работу новых промышленных объектов, возводившихся в зоне Северной магистрали.

В 1958 году началась электрификация СЖД. 1970-1980-е гг. отмечены быстрым ростом объемов перевозок, увеличением скоростей, внедрением электротяги, проведением технической и технологической модернизации дорожной инфраструктуры, процессов управления.

В 1983 году на СЖД создан информационно-вычислительный центр – головная организация по разработке и эксплуатации автоматизированных систем управления (АСУ).

На 1980-е гг. пришелся пик объемов перевозок, потребовавший расширения полигона длинносоставных поездов.

В 1992 году на Северной дороге положено начало внедрению автоматизированных систем диспетчерского контроля. К 2000 году весь перевозочный процесс Северной магистрали был сконцентрирован в руках команды диспетчеров, находящихся в Едином диспетчерском центре управления перевозками, оборудованном высокотехнологичными автоматизированными системами.

Пик инноваций

База ХК Локомотив

 

Многофункциональный  спортивный комплекс                 НП ХК "Локомотив"

В течение 2003-2015 гг. железнодорожники Северной реализовали крупные проекты, направленные на увеличение пропускной способности дороги, повышение качества работы всех подразделений СЖД, улучшение условий труда работников. В течение этого периода объем инвестиций в развитие мощностей СЖД составил около 137 млрд. рублей. Все реализуемые проекты положительно влияют и на экономику регионов, на территории которых располагаются железнодорожные объекты.

Построен обход Даниловского железнодорожного узла, изменена технология работы Вологодского, проложены вторые пути на участке Буй – Вологда, реконструированы объекты на крупнейшей сортировочной станции Лоста, пункт технического обслуживания локомотивов на станции Обозерская, возведены мостовые переходы через реки Унжа и Шексна. Это позволило увеличить пропускную способность СЖД.

Новые возможности открыла концентрация диспетчерского управления в едином центре. На основных грузовых участках дороги Свеча – Кошта и Александров – Маленьга организовано диспетчерское руководство "на направлении" с применением табло коллективного пользования.
Организация Центра управления тяговыми ресурсами (одного из пяти на сети) позволяет чётко координировать работу локомотивов и бригад уже не на уровне Северной дороги, а за её пределами.

Важнейший показатель работы железной дороги – объемы передачи вагонопотока на другие магистрали страны. В 2013 году на СЖД был разработан особый документ – "Единый технологический процесс". В нём собраны, актуализированы и синхронизированы технологии работы всех подразделений дороги, нормированы показатели, выполнение которых позволяет достигать заданного уровня передачи вагонов по междорожным стыкам. Технологическими средствами, без масштабного инвестирования, дорога добилась существенного увеличения показателя сдачи вагонов по стыкам.

В 2015 году завершено строительство нового комплекса термического обезвреживания отходов КТО-500 в рамках инвестиционной программы "РЖД". Этот проект является первым и единственным в России по уничтожению чрезвычайно токсичных, опасных для человека субстанций. Услугами завода пользуются не только предприятия Северной железной дороги, но и сторонние организации, находящиеся в Ярославле и Ярославской области.

В настоящее время в рамках инвестиционной программы ОАО "РЖД" в Ярославле ведется строительство многофункционального спортивного комплекса НП ХК "Локомотив". Объект будет включать спортивную базу, физкультурно-оздоровительный центр и спортивно-зрелищный комплекс, открытое футбольное поле, теннисный корт, детскую площадку. В комплексе будет организовано высокотехнологичное медицинское обслуживание. Строительство завершится в 2016 году.

 

 

screenRenderTime=1