Об истории железных дорог России

Руководители ведомства путей сообщения царской России

Выставка подготовлена в рамках мероприятий по празднованию 180-летия Российских железных дорог и призвана познакомить зрителя с российскими государственными деятелями, в различное время возглавлявшими ведомство путей сообщения царской России - сначала Главное управление путями сообщения и публичными зданиями, а с 1865 г. – Министерство путей сообщения. Размещены фоторепродукции портретов руководителей, снабженные справочным текстом, где кратко отражены их основные заслуги перед государством, особое внимание уделено их вкладу в становление и развитие Российских железных дорог.

Представлен период с октября 1833 г. – с вступления в должность Толя Карла Федоровича, при котором в 1837 г. была введена в эксплуатацию Царскосельская железная дорога и начался отсчет 180-летней истории Российских железных дорог, до февраля 1917 г., когда последний министр транспорта Царской России Э.Б. Кригер-Войновский был отстранен от должности.

Толь Карл Федорович

 Главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями

01.10.1833 – 23.04.1842

 Граф, генерал от инфантерии, участник, похода Суворова, войн с Наполеоном. Во время Отечественной войны 1812 года в должности генерал-квартирмейстера главной армии присутствовал на совете в Филях. Отличился в турецкой кампании 1829 года. Участвовал в подавлении восстания декабристов и польского восстания. Корреспондент А.С. Пушкина.

В должности главноуправляющего путями сообщения стоял у истоков железнодорожного строительства в России, принимал решение о выдаче разрешения на строительство Царскосельской железной дороги Ф. А. Герстнеру


 Клейнмихель Петр Андреевич

 Главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями

11.08.1842 – 15.10.1855

Граф, государственный деятель, адъютант А. А. Аракчеева, позднее - начальник штаба военных поселений. Один из приближенных Николая I

Во время службы Клейнмихеля в должности главноуправляющего путями сообщения образован Департамент железных дорог, началось использование телеграфа. В 1851 году была открыта построенная в рекордно короткие сроки Санкт-Петербургско - Московская (Николаевская) железная дорога. На строительстве массово использовался крестьянский труд, тяжелые условия работы привели к множеству человеческих жертв, за что Клейнмихель был "ославлен" в стихотворении Некрасова "Железная дорога. Противился участию частных компаний в железнодорожном строительстве.

В российском обществе был не популярен, имел устойчивую репутацию казнокрада и льстеца.


Чевкин Константин Владимирович

 Главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями

15.10.1855 – 11.10.1862

Генерал от инфантерии генерал-адъютант русской императорской армии. Принимал участие в боевых действиях. Будучи начальником штаба корпуса горных инженеров, пригласил в Россию Ф. Герстнера. Участвовал в проектировании Николаевской железной дороги. Горячий сторонник постройки в Империи удобной и дешевой сети железных дорог.

После вступлении Чевкина в должность главноуправляющего путями сообщения, начинается период активного привлечения частного капитала (сначала иностранного, а затем отечественного) в железнодорожное строительство. В 1857 году был издан высочайший указ о создании первой сети железных дорог и создано Главное общество железных дорог России.

В 1959 г. Обществу Московско-Ярославской железной дороги была выдана концессия на строительство дороги от Москвы до Ярославля через Троице-Сергиев Посад.

Чевкин имел репутацию умного, честного, но крайне неуживчивого человека.


Мельников Павел Петрович

 Главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями

11.10.1862 – 16.06.1865

Министр путей сообщения

16.06.1865 – 20.04.1869 

Российский учёный механик и инженер путей сообщения. Автор ряда передовых инженерных проектов. В своей книге "О железных дорогах" доказал экономическая целесообразность и техническая возможность строительства стальных магистралей в России. В течение нескольких лет изучал железнодорожное строительство в Европе и Северной Америке.

В 1865 году генерал-лейтенант П. П. Мельников возглавил вновь учрежденное Министерство путей сообщения. За время его управления ведомством сеть российских железных дорог увеличилась на 7,062 тыс. км. Инженерные разработки Мельникова легли в основу железнодорожного строительства на десятилетия. Он стал также автором первых в России технических условий проектирования станций, рассчитал оптимальную для России ширину колеи, разработал конструкцию кузовов и рам первых отечественных вагонов и т.д.

Мельников принципиально считал, что железные дороги в России должны принадлежать государству, тем не менее, именно при нем, в 1867 г. была утверждена концессия обществу Шуйско-Ивановской железной дороги на строительство дороги от Новок до села Иванова – первого участка в границах современной Северной железной дороги.


Бобринский Владимир Алексеевич

 Министр путей сообщения

20.04.1869 – 2.09.1871

Граф, генерал-майор, действительный тайный советник. Будучи в свите Александра II активно выполнял его поручения, в том числе связанные с железными дорогами – от розыска сбежавших со строительства крестьян до ревизии Николаевской и Московско-Курской железных дорог, где обнаружил множество нарушений.

Возглавив Министерство путей сообщения, занимался его преобразованием на отраслевых началах. При нем было принято Временное положение 1870 года, регламентирующее деятельность всех структур министерства. План развития сети железных дорог был дополнен несколькими новыми линиями, в том числе на территории Украины.

Являлся активным приверженцем строительства железных дорог концессионным способом, но концессионеров предпочитал назначать сам, считая, что тендеры ведут к занижению стоимости и, как следствие, ухудшению качества строительства.


Бобринский Алексей Павлович

 

Министр путей сообщения

2.09.1871 – 10.07.1874

Граф, генерал-лейтенант, правнук Екатерины II. Участник Крымской войны. Будучи в свите императора Александра II, принимал непосредственное участие в его реформах.

Находясь в должности министра путей сообщения, последовательно выступал за строительство железных дорог за счёт казны. Считал, что это позволит строго контролировать качество работ и обеспечит сносные условия труда. Разработанный им проект реорганизации железнодорожного хозяйства вызвал бешеное сопротивление министра финансов Рейтера, который постоянно "копал" под Бобринского, но свалить его не мог, министр работал честно, мздоимством не занимался. Граф Бобринский содействовал широкому железнодорожному строительству; к моменту его отставки сеть железных дорог в Европейской России превысила 21 тысячу верст. При нем впервые началась беспересадочная непрерывная перевозка пассажиров и грузов по смыкающимся в линии железным дорогам. Появились перегрузочные станции.

Подал в отставку после того, как Александр II отправил его на гауптвахту за несоответствующую форму одежды.


Посьет Константин Николаевич

 Министр путей сообщения

 10.07.1874 – 7.11.1888

 Генерал-адъютант, адмирал, член Государственного совета, выдающийся деятель Российского флота, полиглот, дипломат. Принимал участие в экспедиции вице-адмирала Е.В. Путятина на фрегате "Паллада. Под командованием Посьета военно-морская эскадра совершила дальние плавания в США, Японию, Китай, остров Мадагаскар. Проходя по Северным широтам, Посьет открыл острова Новой Земли.

 Находясь на посту министра путей сообщения, выбрал курс на развитие сети железных дорог, которое позволило бы объединить всю территорию Российской империи. При нем началось строительство Транссибирской и Дальневосточной магистрали. Благодаря его стараниям на флаге России утверждена символика белого, синего и красного цветов, разработана и утверждена символика флага Министерства путей сообщения.

Подал в отставку после крушения Царского поезда 17 октября 1888 года на перегоне между станциями Тарановка и Борки, произошедшей из-за плохого состояния железнодорожного пути и грубых нарушений в организации движения.


 Паукер Герман Егорович

 Министр путей сообщения

7.11.1888 – 29.03.1889

Русский физик, механик, военный инженер, известный строитель, почётный член Петербургской академии наук, генерал-лейтенант инженерной службы.

Преподавал в Николаевской инженерной академии, Императорском училище, Петербургском технологическом институте, параллельно занимаясь как портовым, так и гражданским строительством, а во время русско-турецкой войны – военным. Его труд "Строительная механика. Курс Николаевской инженерной академии" долгое время считалась классическим в своей области.

Пост министра путей сообщения занимал всего несколько месяцев, 29 марта 1889 г. Герман Егорович умер. В его кратковременное управление Министерством было проведено два очень существенных мероприятия: тарифное дело было передано Министерству финансов и осуществился перевод техников, служащих по ведомству путей сообщения, в инженеры путей сообщения.


 Гюббенет Адольф Яковлевич

 Министр путей сообщения

9.04.1889 – 17.01.1892

 Российский государственный деятель, действительный тайный советник, почетный член Российской Академии наук.

 Имея достаточно общие представления о железнодорожном деле, но являясь опытным администратором, Гюббенет, будучи в должности министра путей сообщения, сосредоточился на управленческих вопросах. При нем была образована Главная заводская инспекция, призванная следить за правильным изготовлением железнодорожной техники, а так же Инспекция железных дорог, подведомственных Министерству путей сообщения. Установлены льготные железнодорожные тарифы на перевозку зерна.

Гюббенет являлся сторонником системы исключительно казенного железнодорожного хозяйства, при нем ряд дорог было выкуплено в казну. Началось строительство Транссибирской магистрали.


Витте Сергей Юльевич

 

Министр путей сообщения

15.02.1892 – 30.08.1892

Граф, действительный тайный советник, российский государственный деятель. Неоднократно по роду деятельности был связан с железнодорожным транспортом, автор ряда работ по железнодорожному делу, в том числе знаменитой "Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов", разрабатывал проект устава русских железных дорог. Работая в службе эксплуатации Одесской железной дороги, стажировался на различных должностях от кассира до начальника станции. На посту управляющего Обществом Юго-Западных железных дорог добился роста эффективности и прибыльности перевозок.

За неполных 7 месяцев в должности министра транспорта сумел ликвидировать крупные скопления не перевезённых грузов и провёл реформу железнодорожных тарифов. В конце 1892 г. Витте был назначен на пост министра финансов. В судьбе выдающегося строителя Северной железной дороги С.И. Мамонтова сыграл роковую роль. Будучи в дружеских с ним отношениях и горячо поддерживая идею освоения русского севера, Витте помог Мамонтову получить концессию и гос. займ на строительство дороги от Вологды до Архангельска. После того, как дорога была построена, инициировал отзыв концессии и судебный иск против Мамонтова. И хотя Мамонтов был оправдан, Московско-Ярославско-Архангельской дорога была выкуплена в казну, а Савва Иванович полностью разорен.


Кривошеин Аполлон Константинович

 

Министр путей сообщения

30.08.1892 – 16.12.1894

Русский государственный деятель, крупный чиновник.

Начал интересоваться вопросами транспорта, будучи предводителем уездного дворянства в Екатеринославской губернии.

Назначение Кривошеина на пост министра путей сообщения для многих явилось неожиданностью, и объяснялось кадровым голодом.

Традиционно считается, что находясь на своем посту, министр не оказал существенного влияния на развитие железнодорожного транспорта. Наиболее значительными событиями слали создание Управление по сооружению Транссибирской железной дороги и учреждение студенческого общежития при Институте инженеров путей сообщения.

Кривошеин был первым министром, снятым с должности вступившим на престол Николаем II. Причиной отставки стали злоупотребления служебным положением: чересчур роскошная отделка служебной квартиры, поставки шпал из собственных имений по льготным расценкам, проектирование железнодорожной ветки таким образом, чтобы она прошла через его (с выплатой соответствующих компенсаций).


Хилков Михаил Иванович

 Министр путей сообщения

4.01.1895 – 28.10.1905

Князь, русский государственный деятель, действительный тайный советник. Опытный железнодорожник. После отмены крепостного права раздал землю крестьянам и уехал в Америку, работал на сооружении Трансатлантической железной дороги сначала простым рабочим; затем заведующим службой подвижного состава и тяги. Переехав в Англию, около года проработал слесарем на паровозном заводе в Ливерпуле. По возвращении на родину продолжил службу на железнодорожном транспорте, занимал ответственные посты.

С назначением Хилкова министром путей сообщения, работа ведомства приняла крайне интенсивный характер. Протяжённость железных дорог России выросла до 60 тыс. км, грузооборот удвоился. Ежегодно возводилось около 2,5 тыс. км железнодорожных путей (таких темпов не было даже в советский период). В России были утверждены первые Правила технической эксплуатации железных дорог, построена первая сортировочная горка. В Москве было открыто высшее инженерное училище. Хилков блестяще организовал работу по сооружению Китайско-Восточной железной дороги, причем особое внимание министр уделял улучшению условий жизни и быта железнодорожников и строителей. Ушел в отставку в 1905 г., посчитав, что не справился с массовыми забастовками железнодорожников.


Шауфус Николай Константинович

  (Шаффгаузен-Шенберг-Эк-Шауфус Николай Константинович)

 Министр путей сообщения

25.04.1906 – 29.01.1909

 Российский государственный деятель, военный инженер, генерал-лейтенант. Причисленный к Инженерному корпусу, с разрешения военного министра служил на частных железных дорогах, был начальником Московско-Нижегородской, Муромской Николаевской железных. С 1905 г. - начальник Управления железных дорог Министерства путей сообщения. Отличался высокой компетентностью в вопросах строительства и эксплуатации железных дорог.

Во время министерской службы Шауфуса продолжалось продвижение стальных магистралей на восток. Начались изыскания трассы Амурской железной дороги. С 1908 года стало осуществляться прямое международное сообщение через Сибирь. В 1909 году было открыто сквозное движение по Забайкальской железной дороге.

Подал в отставку из-за разногласий с председателем Совета министров П.А. Столыпиным.


Рухлов Сергей Васильевич

 Министр путей сообщения

29.01.1909 – 27.10.1915

Русский государственный деятель, член Государственного Совета, действительный тайный советник. Отличился на службе по министерству внутренних дел, добившись преобразований в управлении в местах заключений и издав Устав о ссыльных.

Будучи министром путей сообщения, выступал против монополий, был активным сторонником расширения государственного влияния на экономику, осуществил выкуп в казну ряда частных железных дорог. Предпринял ряд мер по увеличению рентабельности железных дорог, внес изменения в тарифы, дороги впервые за много лет стали приносить государству прибыль. При нем началась электрификация железных дорог, повысилась их пропускная способность, вновь активизировалась прокладка новых линий (до 5,3 тыс. км в год). Был построен паровоз серии С, развивавший в пробных поездках скорость 110 км/ч. Благодаря четкой работе железных дорог мобилизация в России в связи с началом Первой мировой войны прошла в установленные сроки.

В 1918 г. стал одной из жертв красного террора – был арестован чекистами в своем имении на Северном Кавказе и зарублен шашками вместе с другими заложниками по делу "О покушении на жизнь вождей пролетариата".


 Трепов Александр Фёдорович

 

 Министр путей сообщения

30.10.1915 – 27.12.1916

Государственный деятель Российской империи.

Заняв пост министра путей сообщения особое внимание уделял организации воинских перевозок, в связи с шедшей Первой мировой войной. Способствовал быстрейшему завершению укладки рельсового пути, соединяющего Россию с Мурманским побережьем и перешивке на широкую колею узкоколейной Вологодско-Архангельской линии Северной железной дороги, по которой Россия получала военную и продовольственную помощь от союзников – Англии и Франции через Архангельский порт.


Кригер-Войновский Эдуард Брониславович

 Министр путей сообщения

28.12.1916 – 27.02.1917

Российский государственный деятель, статский советник, инженер, последний министр путей сообщения Российской империи.

Кригер-Войновский закончил институт инженеров путей сообщения со званием гражданского инженера, что определило его дальнейшую деятельность. Служил ревизором в инспекции императорских поездов, руководил службами тяги и движения на ряде дорог, управлял Владикавказской дорогой.

Будучи министром путей сообщения сыграл значительную роль в организации железнодорожных перевозок в годы Первой мировой войны.

 

 

screenRenderTime=1