К 45-летию БАМа

В этом году мы отмечаем знаменательную дату - 45 лет с начала строительства БАйкало-Амурской магистрали, или просто БАМа.

4,2 тысячи километров пути в сложнейших условиях, многокилометровые тоннели и десятки тысяч строителей, среди которых было немало и сотрудников Северной магистрали – как сегодняшних, так и ветеранов.

Специально к этой дате Северная железная дорога запускает спецпроект "45 историй к 45-летию БАМа"

Начиная с февраля мы будем регулярно публиковать истории о БАМе: воспоминания строителей и работников магистрали, документальные снимки и фотографии из семейных архивов, интересные исторические факты и многое другое.

Часть материалов будет размещена в группе СЖД в ВКонтакте, часть – в официальном канале СЖД в Youtube, часть - в газете Северная магистраль.

А по итогам проекта будет выпущен сборник.

БАМ

45 историй к 45-летию БАМа

Мой адрес – Байкало-Амурская магистраль (БАМ)

Мой адрес - Байкало-Амурская магистраль

Рассказывает Владимир Петрович Сивиргин, ветеран СЖД, бывший начальник железнодорожных станций Воркута и Сыктывкар.

Мой путь к Байкало-Амурской магистрали начался в далекой и солнечной Киргизской ССР, на берегах озера Иссык-Куль. Сюда в середине ХIХ века перебрались мои предки – волжские крестьяне, и здесь в 1955 году родился я.

Закончил железнодорожное училище в тогда еще городе Фрунзе, ныне Бишкек, и поступил работать помощником машиниста тепловоза в депо Пески Целинные на Северном Казахстане – осваивал целину.

Читать далее

Дорога-автодублер (БАМ)

Дорога-автодублер

Появление этой трассы посреди тайги, гор и марей было полностью оправдано. Материал, технику и людей для строительства железной дороги нужно было на чем-то доставлять. Для этого почти параллельно (а на участке Северобайкальск - Тында практически строго параллельно) строилась подъездная дорога.

Безусловно, грунтовая, но "в нигде", где на каждые 10 километров приходилось по километру мостов и тоннелей, и это был подвиг. Трасса была поделена между механизированными колоннами, которые ее отсыпали, содержали и, разумеется, эксплуатировали.

Читать далее

Сосновый бор Нового Уояна (БАМ)

Сосновый бор Нового Уояна

Рассказывает Александр Сергеевич Ярош, начальник станции Лабытнанги в 1999-2006 гг. Впервые на БАМ я попал в конце августа 1976 года.

Тогда мне было ещё 13 лет. Мой отец работал водителем в МК-161 (механизированной колонне) в поселке Новый Уоян. В отличие от жителей центра России, переезд для нас не был глобальным в плане расстояний – до этого мы жили Читинской области.. Тоже не близко, но все-таки за Уралом расстояния понимаются иначе.

Читать далее

Рожденные на магистрали

Рожденные на магистрали

Рассказывают братья Кочкаревы – начальник отдела организации грузовой работы на железнодорожных станциях ДСЦ Вологда Иван Иванович и заместитель начальника железнодорожной станции Череповец Александр Иванович.

Наши родители приехали на Байкало-Амурскую магистраль в числе первых – в 1974 году. Местом будущей жизни была выбрана будущая столица дороги – Тында, где отец работал в железнодорожной военной части.

Читать далее

Из Азербайджана – на магистраль (БАМ)

Из Азербайджана – на магистраль

На Байкало-Амурскую магистраль мы решили отправиться в 1984 году. К этому времени я закончил Азербайджанский нефтехимический институт по специальности электроснабжение, и с супругой Анаит Ашотовной жил в городе Сумгаите – одном из центров нефтедобычи в республике. В городе в то время из-за стремительного развития нефтехимии были определенные проблемы и с жильем, и с экологией, чего не было на Байкало-Амурской магистрали.

Читать далее

Магистраль в кинематографе (БАМ)

Магистраль в кинематографе

Советские режиссеры часто обращались к производственной тематике и далеким сибирским стройкам. Вспомнить хотя бы одного из лидеров проката 1961 года – фильм "Карьера Димы Горина", превратившего в суперзвезду Александра Демьяненко. Не прошла мимо режиссеров и тема Байкало-Амурской магистрали – за время строительства на экраны вышло порядка десяти картин. Часть из них гремела в кинотеатрах, часть прошла относительно тихо. Вспомним некоторые из них.

Читать далее

Будни железнодорожного взвода

Будни железнодорожного взвода

Рассказывает бывший командир 10 отдельной железнодорожной бригады ВС СССР Владимир Косых

Я родом из села Воздвиженка Оренбургской области. К 1983 году я уже закончил факультет механизации Оренбургского сельскохозяйственного института, и по распределению с военной кафедры отправился на Байкало-Амурскую магистраль.

Читать далее

Станция без железной дороги

Станция без железной дороги

Рассказывает председатель Совета ветеранов Княжпогостской дистанции пути Станислав Сиварев

На строительство Байкало-Амурской магистрали я отправился достаточно рано – в 1978 году, через четыре года после начала работ.

К тому времени я закончил второй курс ЛИИЖТ по специальности "Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство". Студентам нашего института попасть на БАМ было в принципе не сложно – стройка была в самом разгаре, требовалось огромное количество рук. Но и желающих много, а потому отбор был серьезным.

Читать далее

Сталинские темпы - 250 километров дороги в год

Сталинские темпы - 250 километров дороги в год

Всем известно, что БАМ начали строить в 1974 году. Но на самом деле, работы начались гораздо раньше. В 1930-ых гг. строилась ветка от Транссиба в сторону Тынды, а с 1943 года началось грандиозное строительство 475-километровой дороги Комсомольск-на-Амуре - Советская гавань, и или просто "пятисотки".

Экономическая целесообразность строительства была явно на втором месте. Прежде всего – оборона. С помощью этой дороги страна получала надежный выход к океану, который позволил бы построить военные базы и улучшил бы переброску войск на Дальнем Востоке. О том, что воевать с Японией придется, никто не сомневался.

Читать далее

История Сергея Харьковского

История Сергея Харьковского

Рассказывает ветеран СЖД, машинист локомотивного депо Исакогорка Сергей Васильевич Харьковский

В 1979 году я закончил 3-ий курс механического факультета Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ) и был принят в стройотряд, который отправлялся на Байкало-Амурскую магистраль.

Читать далее

18 лет в Дипкуне

18 лет в Дипкуне

Рассказывает ветеран СЖД, бывший заместитель начальника ЭЧ-5 Сергей Вениаминович Цветков

С Байкало-Амурской магистралью меня связывают 18 прекрасных лет. Попал на нее в 1977 году, закончив электромеханический факультет Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ). Я и еще четверо моих однокурсников решили начать свою трудовую деятельность со службы в железнодорожных войсках на строящейся магистрали. В институте была военная кафедра и на службу в Тынду мы отправились в звании лейтенантов.

Читать далее

Золотое звено (БАМ)

"Золотое звено" Куанды (Балбухты)

1 октября 1984 года на станции Куанда в торжественной обстановке было уложено "золотое звено". Бригады Александра Бондаря (шла с запада) и Ивана Варшавского (с востока) торжественно завершили одну из самых грандиозных строек СССР. Но реальность, как известно, всегда интереснее и сложнее официальных отчетов.

Читать далее

Две вахты стройотряда МИИТ (БАМ)

Две вахты стройотряда МИИТ

Рассказывает Сергей Островский, бывший начальник диспетчерского центра управления перевозками СЖД

На Байкало-Амурскую магистраль я приехал в год официального завершения строительства – в 1984. Но про окончание работ и разговора не было: оставался гигантский объем по достройке путей, прорубались тоннели, массово строилась инфраструктура. А потому съездить на стройку в составе студотряда было и почетно, и выгодно...

Читать далее

На строительстве Дуссе-Алиньского тоннеля (БАМ)

На строительстве Дуссе-Алиньского тоннеля

Рассказывает электромонтер контактной сети станции Ярославль-Главный Александр Разумов

Меня призвали в состав вооруженных сил весной 1981 года. К тому времени я закончил железнодорожное училище и работал на энергоучастке Ярославской дистанции Северной железной дороги. В результате меня отправили в состав железнодорожных войск на восточный участок Байкало-Амурской магистрали...

Читать далее

Порт Байкал в 70-ых

Долгая дорога до стройки

Основные города Советского Союза отделяли от Байкало-Амурской магистрали многие тысячи километров. Конечно, был Иркутск, Хабаровск и Новосибирск, от которых до БАМ, по мнению жителей Москвы и Ленинграда, рукой подать… Но абсолютное большинство бамовцев проделывали до магистрали увлекательный и, как правило, очень длинный путь. О нем и поговорим...

Читать далее

За 13 лет до начала строительства

За 13 лет до начала строительства

Рассказывает председатель Совета ветеранов СЖД Вячеслав Николаевич Лозюк

Моя история Байкало-Амурской магистрали хоть напрямую и не связана со знаменитой всесоюзной стройкой, но проходила на уже построенном участке, который через 13 лет станет частью знаменитой магистрали.

В 1961 году я учился в железнодорожном училище в Черновцах (Украинская ССР) и уже был готов ехать по распределению в Тернополь Львовской области. Но во время экзаменов наш директор предложил отправиться на Дальний Восток. Так я и еще 18 моих однокурсников поехали в далекий поселок Высокогорный, что в Ванинском районе Хабаровского края.

Читать далее

Первый год Северобайкальска

Первый год Северобайкальска

Вспоминает ветеран СЖД, бывший ревизор по безопасности движения поездов Анатолий Михайлович Гороховский

С 1973 по 1978 гг я учился в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ). После 1 курса в Великих Луках в 1974 году я в первый раз поехал в составе стройотряда на осушение болот в Порховском районе Псковской области. Когда в 1975 году уже в Ленинграде я закончил 2 курс, то по комсомольской путевке поехал бойцом студенческого стройотряда "Искра" на строительство БАМа. Родом я из Архангельской области, умел управляться с лопатой и топором, поэтому никаких проблем не было.

Читать далее

Новый Ургал конец 80-х

18 лет на Новом Ургале

Моя история Байкало-Амурской магистрали началась в 1977 году. Тогда я учился в Ленинградском институте железнодорожного транспорта и вместе со студенческим отрядом летом отправился на стройку.

Мы приехали, пожалуй, в самое интересное место на магистрали – Северомуйский тоннель. Сам ствол строить нам, конечно, не доверили, все же квалификации не было, а сложность там была запредельной.

Читать далее

Самый страшный виадук

 

Самый страшный виадук

Чертов мост, или, правильнее, железнодорожный виадук через реку Итыкит – это часть второго Северомуйского обхода. Вместе с самим Северомуйским и Байкальским тоннелями и мостом через Амур – одно из наиболее значимых инженерных сооружений Байкало-Амурской магистрали.

Читать далее

Из Казахстана – в Таксимо

 

Из Казахстана – в Таксимо

Я родом из Кустонайской области Казахской ССР. В 1983 году жил и учился в Омском институте инженеров железнодорожного транспорта на машиниста.

В том же году в нашем институте начал формироваться стройотряд для работы на магистрали, и я записался в него. Мы прибыли на станцию Чара, где в основном работали на железнодорожном полотне – выправляли стрелки, подбивали шпалы, в общем, выравнивали путь.

Читать далее

Митинг в Тынде (БАМ)

Магистраль длиной в 19 лет

Рассказывает Сторожко Николай Александрович, ветеран, бывший начальник службы управления делами Северной железной дороги

Я проработал на Байкало-Амурской магистрали с 1980 по 1999 года. Так получилось, что когда я приехал на БАМ, ее с формальной точки зрения в системе МПС еще не существовало, а уехал, когда ее уже не существовало.

Читать далее

Прибытие агитпоезда Комсомольская правда

Все звезды будут в гости к нам

Как известно, в СССР агитационная работа была поставлена чуть лучше, чем блестяще. И пропустить такое легендарное событие, как строительство БАМ, идеологи, конечно, не могли. Поэтому за время строительства магистрали на станциях и городах побывали сотни певцов, актеров и артистов, как тогда говорили, разговорного жанра.

Читать далее

Езопихин БАМ

Отчет квартирьера Сергея Езопихина

Рассказывает Езопихин Сергей Михайлович, ветеран, начальник топливно-энергетического центра СЖД в 2007-2016 годах.

На строительстве Байкало-Амурской магистрали я был дважды – в 1977 и 1979 гг. в составе студенческих строительных отрядов Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта...

Читать далее

12 лет БАМа

12 лет БАМа

Моя эпоха БАМа началась в 1985 году в СССР, а закончилась в РФ в 1997 году. Но на самом деле, мечтать о БАМе я начала раньше. Мой дядя еще в 1975 году работал там машинистом, и именно он рассказал и об удивительной атмосфере на стройке, и о нетронутой природе.

Читать далее

Как мы строили Байкальский тоннель

Как мы строили Байкальский тоннель

В 1982 году я поступил в ЛИИЖТ и почти сразу узнал от старшекурсников, что каждое лето институт формирует и отправляет студенческие отряды на БАМ. Мне повезло, и уже летом 1983 года я был зачислен в стройотряд механического факультета, став самым молодым бойцом. К тому времени я уже имел опыт работы железнодорожником – до института год трудился в локомотивном депо поселка Кулой. На БАМе нас оформили в тоннельный отряд "Бамтоннельстроя", который базировался в поселке Гранитный и вел строительные работы со стороны западного портала Байкальского тоннеля на участке Кунерма-Северобайкальск.

Читать далее

На службе в железнодорожных войсках

На службе в железнодорожных войсках

Рассказывает Инспектор по качеству и приемке строительно-монтажных работ Северной дирекции по капитальному строительству Александр Владимирович Лысогор.

Я родился в Ярославле, но значительная часть моей жизни связана с Байкало-Амурской магистралью. Мой отец – Владимир Григорьевич - был военным железнодорожником, и был переведен на строительство с самого начала – с 1974 года. Разумеется, вместе с ним на новую стройку отправилась вся семья.

Читать далее

БАМ Медаль чб

Вклад в строительство БАМ отметят медалью

В год 45-летия с начала строительства Байкало-Амурской магистрали РЖД выпустили памятную медаль, посвященную этому знаменательному событию.
Награда будет вручаться тем сотрудникам и ветеранам-железнодорожникам, которые внесли значительный вклад в строительство БАМ.

Читать далее

СМТ-1

Северомуйский тоннель

Северомуйский тоннель (если точнее, то тоннель им. В.А. Бессолова, начальника "Бамтоннельстрой") – такой же символ Байкало-Амурской магистрали, как "Магирус", стройотрядовская куртка и вокзалы в разных архитектурных стилях. Но это еще и безумно сложное и дорогое техническое сооружение.

Читать далее

Как жила дорога в 90-ые

Как жила дорога в 90-ые

На БАМ я приехал в 1995 на должность заместителя начальника Тындо-БАМовской дистанции пути по текущему содержанию, и сразу в "столицу" – в Тынду. К тому моменту строительство магистрали было закончено, оставалось лишь достроить Северомуйский тоннель. Из города уехали основные тресты, которые вели стройку, и население сократилось.

Читать далее

Три вахты Ирины Соколовой

Три вахты Ирины Соколовой

Говорят, что на БАМ в составе стройотряда можно было попасть только раз. Во многом, это правда, но я ездила на стройку три года подряд.
Впервые – в 1982 году, в составе студотряда ЛИИЖТ "Горизонт". Дорога была очень красивой и интересной, но самым утомительным стал последний этап – до станции Новый Уоян нас везли в вахтовках со скоростью 20 км.ч.

Читать далее

ВЛ85 - новочеркасский богатырь

ВЛ85 - новочеркасский богатырь

У этого экспоната в Музее истории Новочеркасского электровозостроительного завода все замирают. Легендарный, вошедший в энциклопедию "100 великих чудес техники", самый мощный электровоз в мире – ВЛ85! Локомотив, ставший историей! Даже макет поражает, а что уж говорить о красавцах-электровозах, выпускаемых на заводе в 1983-94 годах ХХ века, разработанных ВЭлНИИ специально для БАМ.

Читать далее

На станции Ковокта

Как я познал нелегкий труд путейца

Рассказ Сергея Москвина, участника стройотряда "Энергия", выпускнике ЛИИЖТ, ныне - начальник Северной дирекции по энергообеспечению. Сергей Леонидович был на БАМе летом 1984 года на станции Ковокта. Ему удалось не только ударно поработать на выравнивании полотна, но и посетить строящийся в то время знаменитый Северомуйский тоннель.

Читать далее

БАМовский магар (1)

"БАМовский магар"

О самом знаменитом грузовике на строительстве Байкало-Амурской магистрали - Magirus-Deutz. СССР закупил в ФРГ более 10 тысяч таких машин, которые прошли не только БАМ, но и другие крупные стройки и дожили до наших дней.

Читать далее

ИнтерБАМ (2)

Студотряд "ИнтерБАМ"

Рассказ Ирины Макаровой, участницы стройотряда "ИнтерБАМ", выпускнице ЛИИЖТ и ветерана железной дороги. Ирина Леонидовна работала на стройке летом 1982 года в Северобайкальске.

Читать далее

Станция над облаками (2)

Станция над облаками

Рассказ Ольги Хуголь, проработавшей на БАМе с 1987 по 1998 гг. Ольга Сергеевна несла вахту на без преувеличения высокогорной станции Даван, рядом с 7-километровым Байкальским тоннелем. В ее работе было все: и горы снега, и облака под ногами и медведи на станции.

Читать далее

куртка стройотрядовца (1)

Куртка стройотрядовца

Однин из самых узнаваемых символов БАМа – куртка стройотрядовца. Несмотря на то, что этот элемент одежды появился задолго до самой стройки, в создании миллионов куртка – это романтика магистрали. Ее было принято украшать, беречь и ни в коем случае не передавать другому.

Читать далее

4 девушки и 55 ребят (1)

4 девушки и 55 ребят

Битлер Светлана Владимировна, заведующая отделом организационной и кадровой работы ДОРПРОФСОЖ

Рассказ Светланы Битлер, участницы стройотряда МИИТ, заведующей отделом организационной и кадровой работы ДОРПРОФСОЖ. Светлана Владимировна была на БАМе летом 1984 года рядом с поселком Лопча Тындинского района. В ее истории – работа и отдых студентов, которые были вынуждены жить в палатках, мыться под ледяной водой, работать на 40-градусной жаре и… ни на секунду не пожалеть об этом.

Читать далее

БАМ до БАМа (1)

БАМ до БАМа

В рамках этой статьи проекта мы расскажем об истории БАМа до официального начала его строительства. Впервые о необходимости проложить железную дорогу подальше от границы и поближе к богатым ископаемым было предложено еще в царской России, а воплощать проект начали в 30-х годах силами заключенных.

Читать далее

screenRenderTime=1