К 45-летию БАМа

В этом году мы отмечаем знаменательную дату - 45 лет с начала строительства БАйкало-Амурской магистрали, или просто БАМа.

4,2 тысячи километров пути в сложнейших условиях, многокилометровые тоннели и десятки тысяч строителей, среди которых было немало и сотрудников Северной магистрали – как сегодняшних, так и ветеранов.

Специально к этой дате Северная железная дорога запускает спецпроект "45 историй к 45-летию БАМа"

Начиная с февраля мы будем регулярно публиковать истории о БАМе: воспоминания строителей и работников магистрали, документальные снимки и фотографии из семейных архивов, интересные исторические факты и многое другое.

Часть материалов будет размещена в группе СЖД в ВКонтакте, часть – в официальном канале СЖД в Youtube, часть - в газете Северная магистраль.

А по итогам проекта будет выпущен сборник.

БАМ

45 историй к 45-летию БАМа

Золотое звено (БАМ)

"Золотое звено" Куанды (Балбухты)

1 октября 1984 года на станции Куанда в торжественной обстановке было уложено "золотое звено". Бригады Александра Бондаря (шла с запада) и Ивана Варшавского (с востока) торжественно завершили одну из самых грандиозных строек СССР. Но реальность, как известно, всегда интереснее и сложнее официальных отчетов.

Читать далее

Две вахты стройотряда МИИТ (БАМ)

Две вахты стройотряда МИИТ

Рассказывает Сергей Островский, бывший начальник диспетчерского центра управления перевозками СЖД

На Байкало-Амурскую магистраль я приехал в год официального завершения строительства – в 1984. Но про окончание работ и разговора не было: оставался гигантский объем по достройке путей, прорубались тоннели, массово строилась инфраструктура. А потому съездить на стройку в составе студотряда было и почетно, и выгодно...

Читать далее

На строительстве Дуссе-Алиньского тоннеля (БАМ)

На строительстве Дуссе-Алиньского тоннеля

Рассказывает электромонтер контактной сети станции Ярославль-Главный Александр Разумов

Меня призвали в состав вооруженных сил весной 1981 года. К тому времени я закончил железнодорожное училище и работал на энергоучастке Ярославской дистанции Северной железной дороги. В результате меня отправили в состав железнодорожных войск на восточный участок Байкало-Амурской магистрали...

Читать далее

Порт Байкал в 70-ых

Долгая дорога до стройки

Основные города Советского Союза отделяли от Байкало-Амурской магистрали многие тысячи километров. Конечно, был Иркутск, Хабаровск и Новосибирск, от которых до БАМ, по мнению жителей Москвы и Ленинграда, рукой подать… Но абсолютное большинство бамовцев проделывали до магистрали увлекательный и, как правило, очень длинный путь. О нем и поговорим...

Читать далее

За 13 лет до начала строительства

За 13 лет до начала строительства

Рассказывает председатель Совета ветеранов СЖД Вячеслав Николаевич Лозюк

Моя история Байкало-Амурской магистрали хоть напрямую и не связана со знаменитой всесоюзной стройкой, но проходила на уже построенном участке, который через 13 лет станет частью знаменитой магистрали.

В 1961 году я учился в железнодорожном училище в Черновцах (Украинская ССР) и уже был готов ехать по распределению в Тернополь Львовской области. Но во время экзаменов наш директор предложил отправиться на Дальний Восток. Так я и еще 18 моих однокурсников поехали в далекий поселок Высокогорный, что в Ванинском районе Хабаровского края.

Читать далее

Первый год Северобайкальска

Первый год Северобайкальска

Вспоминает ветеран СЖД, бывший ревизор по безопасности движения поездов Анатолий Михайлович Гороховский

С 1973 по 1978 гг я учился в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ). После 1 курса в Великих Луках в 1974 году я в первый раз поехал в составе стройотряда на осушение болот в Порховском районе Псковской области. Когда в 1975 году уже в Ленинграде я закончил 2 курс, то по комсомольской путевке поехал бойцом студенческого стройотряда "Искра" на строительство БАМа. Родом я из Архангельской области, умел управляться с лопатой и топором, поэтому никаких проблем не было.

Читать далее

Новый Ургал конец 80-х

18 лет на Новом Ургале

Моя история Байкало-Амурской магистрали началась в 1977 году. Тогда я учился в Ленинградском институте железнодорожного транспорта и вместе со студенческим отрядом летом отправился на стройку.

Мы приехали, пожалуй, в самое интересное место на магистрали – Северомуйский тоннель. Сам ствол строить нам, конечно, не доверили, все же квалификации не было, а сложность там была запредельной.

Читать далее

Самый страшный виадук

 

Самый страшный виадук

Чертов мост, или, правильнее, железнодорожный виадук через реку Итыкит – это часть второго Северомуйского обхода. Вместе с самим Северомуйским и Байкальским тоннелями и мостом через Амур – одно из наиболее значимых инженерных сооружений Байкало-Амурской магистрали.

Читать далее

Из Казахстана – в Таксимо

 

Из Казахстана – в Таксимо

Я родом из Кустонайской области Казахской ССР. В 1983 году жил и учился в Омском институте инженеров железнодорожного транспорта на машиниста.

В том же году в нашем институте начал формироваться стройотряд для работы на магистрали, и я записался в него. Мы прибыли на станцию Чара, где в основном работали на железнодорожном полотне – выправляли стрелки, подбивали шпалы, в общем, выравнивали путь.

Читать далее

Митинг в Тынде (БАМ)

Магистраль длиной в 19 лет

Рассказывает Сторожко Николай Александрович, ветеран, бывший начальник службы управления делами Северной железной дороги

Я проработал на Байкало-Амурской магистрали с 1980 по 1999 года. Так получилось, что когда я приехал на БАМ, ее с формальной точки зрения в системе МПС еще не существовало, а уехал, когда ее уже не существовало.

Читать далее

Прибытие агитпоезда Комсомольская правда

Все звезды будут в гости к нам

Как известно, в СССР агитационная работа была поставлена чуть лучше, чем блестяще. И пропустить такое легендарное событие, как строительство БАМ, идеологи, конечно, не могли. Поэтому за время строительства магистрали на станциях и городах побывали сотни певцов, актеров и артистов, как тогда говорили, разговорного жанра.

Читать далее

Езопихин БАМ

Отчет квартирьера Сергея Езопихина

Рассказывает Езопихин Сергей Михайлович, ветеран, начальник топливно-энергетического центра СЖД в 2007-2016 годах.

На строительстве Байкало-Амурской магистрали я был дважды – в 1977 и 1979 гг. в составе студенческих строительных отрядов Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта...

Читать далее

12 лет БАМа

12 лет БАМа

Моя эпоха БАМа началась в 1985 году в СССР, а закончилась в РФ в 1997 году. Но на самом деле, мечтать о БАМе я начала раньше. Мой дядя еще в 1975 году работал там машинистом, и именно он рассказал и об удивительной атмосфере на стройке, и о нетронутой природе.

Читать далее

Как мы строили Байкальский тоннель

Как мы строили Байкальский тоннель

В 1982 году я поступил в ЛИИЖТ и почти сразу узнал от старшекурсников, что каждое лето институт формирует и отправляет студенческие отряды на БАМ. Мне повезло, и уже летом 1983 года я был зачислен в стройотряд механического факультета, став самым молодым бойцом. К тому времени я уже имел опыт работы железнодорожником – до института год трудился в локомотивном депо поселка Кулой. На БАМе нас оформили в тоннельный отряд "Бамтоннельстроя", который базировался в поселке Гранитный и вел строительные работы со стороны западного портала Байкальского тоннеля на участке Кунерма-Северобайкальск.

Читать далее

На службе в железнодорожных войсках

На службе в железнодорожных войсках

Рассказывает Инспектор по качеству и приемке строительно-монтажных работ Северной дирекции по капитальному строительству Александр Владимирович Лысогор.

Я родился в Ярославле, но значительная часть моей жизни связана с Байкало-Амурской магистралью. Мой отец – Владимир Григорьевич - был военным железнодорожником, и был переведен на строительство с самого начала – с 1974 года. Разумеется, вместе с ним на новую стройку отправилась вся семья.

Читать далее

БАМ Медаль чб

Вклад в строительство БАМ отметят медалью

В год 45-летия с начала строительства Байкало-Амурской магистрали РЖД выпустили памятную медаль, посвященную этому знаменательному событию.
Награда будет вручаться тем сотрудникам и ветеранам-железнодорожникам, которые внесли значительный вклад в строительство БАМ.

Читать далее

СМТ-1

Северомуйский тоннель

Северомуйский тоннель (если точнее, то тоннель им. В.А. Бессолова, начальника "Бамтоннельстрой") – такой же символ Байкало-Амурской магистрали, как "Магирус", стройотрядовская куртка и вокзалы в разных архитектурных стилях. Но это еще и безумно сложное и дорогое техническое сооружение.

Читать далее

Как жила дорога в 90-ые

Как жила дорога в 90-ые

На БАМ я приехал в 1995 на должность заместителя начальника Тындо-БАМовской дистанции пути по текущему содержанию, и сразу в "столицу" – в Тынду. К тому моменту строительство магистрали было закончено, оставалось лишь достроить Северомуйский тоннель. Из города уехали основные тресты, которые вели стройку, и население сократилось.

Читать далее

Три вахты Ирины Соколовой

Три вахты Ирины Соколовой

Говорят, что на БАМ в составе стройотряда можно было попасть только раз. Во многом, это правда, но я ездила на стройку три года подряд.
Впервые – в 1982 году, в составе студотряда ЛИИЖТ "Горизонт". Дорога была очень красивой и интересной, но самым утомительным стал последний этап – до станции Новый Уоян нас везли в вахтовках со скоростью 20 км.ч.

Читать далее

ВЛ85 - новочеркасский богатырь

ВЛ85 - новочеркасский богатырь

У этого экспоната в Музее истории Новочеркасского электровозостроительного завода все замирают. Легендарный, вошедший в энциклопедию "100 великих чудес техники", самый мощный электровоз в мире – ВЛ85! Локомотив, ставший историей! Даже макет поражает, а что уж говорить о красавцах-электровозах, выпускаемых на заводе в 1983-94 годах ХХ века, разработанных ВЭлНИИ специально для БАМ.

Читать далее

На станции Ковокта

Как я познал нелегкий труд путейца

Рассказ Сергея Москвина, участника стройотряда "Энергия", выпускнике ЛИИЖТ, ныне - начальник Северной дирекции по энергообеспечению. Сергей Леонидович был на БАМе летом 1984 года на станции Ковокта. Ему удалось не только ударно поработать на выравнивании полотна, но и посетить строящийся в то время знаменитый Северомуйский тоннель.

Читать далее

БАМовский магар (1)

"БАМовский магар"

О самом знаменитом грузовике на строительстве Байкало-Амурской магистрали - Magirus-Deutz. СССР закупил в ФРГ более 10 тысяч таких машин, которые прошли не только БАМ, но и другие крупные стройки и дожили до наших дней.

Читать далее

ИнтерБАМ (2)

Студотряд "ИнтерБАМ"

Рассказ Ирины Макаровой, участницы стройотряда "ИнтерБАМ", выпускнице ЛИИЖТ и ветерана железной дороги. Ирина Леонидовна работала на стройке летом 1982 года в Северобайкальске.

Читать далее

Станция над облаками (2)

Станция над облаками

Рассказ Ольги Хуголь, проработавшей на БАМе с 1987 по 1998 гг. Ольга Сергеевна несла вахту на без преувеличения высокогорной станции Даван, рядом с 7-километровым Байкальским тоннелем. В ее работе было все: и горы снега, и облака под ногами и медведи на станции.

Читать далее

куртка стройотрядовца (1)

Куртка стройотрядовца

Однин из самых узнаваемых символов БАМа – куртка стройотрядовца. Несмотря на то, что этот элемент одежды появился задолго до самой стройки, в создании миллионов куртка – это романтика магистрали. Ее было принято украшать, беречь и ни в коем случае не передавать другому.

Читать далее

4 девушки и 55 ребят (1)

4 девушки и 55 ребят

Битлер Светлана Владимировна, заведующая отделом организационной и кадровой работы ДОРПРОФСОЖ

Рассказ Светланы Битлер, участницы стройотряда МИИТ, заведующей отделом организационной и кадровой работы ДОРПРОФСОЖ. Светлана Владимировна была на БАМе летом 1984 года рядом с поселком Лопча Тындинского района. В ее истории – работа и отдых студентов, которые были вынуждены жить в палатках, мыться под ледяной водой, работать на 40-градусной жаре и… ни на секунду не пожалеть об этом.

Читать далее

БАМ до БАМа (1)

БАМ до БАМа

В рамках этой статьи проекта мы расскажем об истории БАМа до официального начала его строительства. Впервые о необходимости проложить железную дорогу подальше от границы и поближе к богатым ископаемым было предложено еще в царской России, а воплощать проект начали в 30-х годах силами заключенных.

Читать далее

screenRenderTime=1