К 45-летию БАМа

"БАМовский магар"


 

 Продолжаем наши истории о символах БАМа. На очереди – грузовик, который на своем шасси вывез и привез миллионы тонн грунта, породы, шпал, рельс, труб и т.д. Речь, конечно же, о Magirus-Deutz.

Свои самосвалы и тягачи в СССР, конечно же, были, и неплохие. Но их двигатели воздушного охлаждения не подходили для стабильной эксплуатации в сверхсуровых условиях БАМа с перепадами от -60 до +50. Плюс этих грузовиков было недостаточно. Отличные машины делала чехословацкая Tatra, но нельзя просто взять и увеличить мощности в два раза. Tatra отпадает. Выбор остановили на западногерманских Magirus. Контракт на поставку 9,5 тысяч тяжелых самосвалов, бортовых грузовиков и 1000 экземпляров другой дорожно-строительной техники суммой более 1,1 млрд немецких марок стал одним из крупнейших в истории СССР. К слову, с продукцией этого завода наша страна была знакома давно – в годы войны предприятие поставляло дизеля для немецких тягачей и танков.

Все машины были прибыли в 1975-1976 гг., позже в большом количестве закупили и запчасти. Основными "боевыми" единицами стали две модели – 14-тонный Magirus 290D и 10-тонный Magirus 232D. Автомобили отличались мощным дизельным двигателем (соперничать отчасти мог КрАЗ, но у него было жидкостное охлаждение, а "аппетит" - чуть выше, чем очень большой), воздушным охлаждением и отличными эксплуатационными показателями. К примеру, он мог работать при -57, а максималка -75 км.ч. Но немцы просили в тяжелых условиях БАМа не гонять. Мол, ресурс выработается. Думаете, кого-то это остановило? Да сейчас! Ездили и 80.

Бамовцам Magirus полюбился сразу. Во-первых, мощный и надежный. Во-вторых, очень комфортный. Судите сами: автономный отопитель салона (второй – для аккумуляторов), регулируемое сидение, отличный обзор благодаря панорамному стеклу. В-третьих, автомобиль, выкрашенный в ярко-оранжевый цвет, и сейчас смотрится вполне достойно. В общем, на "магарах", как их окрестили, водители – только самые опытные - действительно работали в белых рубашках. Ну и не могли не появиться истории о том, как "проштрафившихся" водителей в наказание пересаживали в "штрафбаты" - на КрАЗы. Легенда или нет, судить вам. Но прецеденты наверняка были.

Далеко не все Magirus отправились на БАМ. Примерно треть поехала работать в нефтегазовые районы Сибири, на заводы в Мурманской области, в Днепропетровск и т.д. После завершения строительства основная часть оставшихся грузовиков отправилась и в другие регионы. Удивительно, но встретить Magirus на Дальнем Востоке или в Сибири можно и сейчас.

к списку историй

screenRenderTime=1