К 45-летию БАМа

ВЛ85 - новочеркасский богатырь


 

 Анна Семенюк. специалист по связям с общественностью Управления по внешним связям и корпоративным коммуникациям НЭВЗа

У этого экспоната в Музее истории Новочеркасского электровозостроительного завода все замирают. Легендарный, вошедший в энциклопедию "100 великих чудес техники", самый мощный электровоз в мире – ВЛ85! Локомотив, ставший историей! Даже макет поражает, а что уж говорить о красавцах-электровозах, выпускаемых на заводе в 1983-94 годах ХХ века, разработанных ВЭлНИИ специально для БАМ.

Необходимость создания машины с мощностью 10000 кВт была обусловлена интенсивным строительством БАМа и все возрастающим потоком грузов на магистрали. Это диктовало специфические требования и технические характеристики нового локомотива, узлы и детали которого должны были обеспечивать устойчивую работу в суровых условиях БАМа и Средней Азии при перепадах температур от +40 до –60оС, сцепной вес 288 тонн и конструкторскую скорость 110 км/час. И габариты нового локомотива поражали воображение: длина – 45 м, ширина – 3,16 м, высота – 5,19 м. Настоящий богатырь!

Рассказывая о ВЛ-85, невозможно удержаться от бесконечно повторения "впервые…". И это действительно так.

Впервые был изготовлен 12-осный локомотив, состоящий из двух 6-осных секций, кузова которых опирались на три двухосные тележки. Тяговые и тормозные усилия передавались на кузов с помощью наклонных тяг ( вместо традиционной схемы с использованием шкворней). Средняя тележка принимала массу кузова не через примененные на других электровозах и крайних тележках ВЛ85 люлечные подвески, а через длинные качающиеся опоры, что позволяло ей более свободно смещаться в поперечном направлении при прохождении кривых. Недаром машинисты прозвали ВЛ-85 "выпрямитель кривых", так легко проходили машины изгибы пути. И двигатели на электровозе были особые - НБ-514, что позволяло в четыре раза снизить аэродинамическое сопротивление вентиляционных каналов, то есть вдвое сократить число вентиляторов.

Как вспоминал бывший заместитель директора ВЭлНИИ, лауреат Государственной премии СССР В.Я.Свердлов: "Уникальный проект воплотили в металл электровозостроители. Усилиями тысяч людей, конструкторов и технологов нашего института, возглавляемого В.П.Яновым, и дружного трудового коллектива НЭВЗа (директор В.И.Дуваров) создавался ВЛ85. Все в нем было новым.

На электровозе было предусмотрено автоматическое управление движением, обеспечивающее в тяговом режиме разгон с заданным током до заданной скорости с последующим ее поддержанием, а в режиме рекуперативного торможения - предварительное подтормаживание, поддержание заданного тормозного усилия в режиме остановочного торможения и заданной скорости при движении на спусках. Также впервые на электровозе ВЛ85 установлен блок автоматического управления БАУ-2, позволяющий автоматически поддерживать ток тяговых двигателей и скорость в режимах тяги и рекуперации".

Заводские испытания оба электровоза прошли на обкатном кольце НЭВЗа. Динамические испытания и проверку воздействия на путь ВЛ85-001 проходил на СКЖД, а тягово-энергетические характеристики ВЛ85-002 — на экспериментальном кольце ВНИИЖТа в Щербинке. Затем локомотивы передали для опытной эксплуатации на линии Белореченская-Майкоп, Мариинск-Красноярск-Тайшет, Абакан-Тайшет-Лена. Государственная комиссия присвоила новому электровозу высшую категорию качества и рекомендовала приступить к серийному производству. Первую поездку опытного электровоза ВЛ-85 доверили машинисту с тридцатилетним стажем Е.В.Яковлеву (депо Батайск). Он высоко оценил эксплуатационные качества локомотива как в режиме автоматического, так и ручного управления. Особо отметил заботу конструкторов об условиях работы локомотивных бригад: "На 25% увеличился объем кабины, значительно расширен обзор, повышена мощность калорифера отопления, появился кондиционер. Существенно изменился дизайн кабины - раздельные пульты машиниста и его помощника заменены на единый пульт, занимающий всю переднюю часть кабины. Для помощи нам, машинистам, предусмотрены самые современные средства многосторонней радиосвязи. А мягкое кресло гасит вибрацию. Кроме того, усилена звуко- и теплоизоляция. Одним словом, замечательная машина, работать на ней – удовольствие!".

В праздничные майские дни 1983 года на НЭВЗ пришла радостная весть: за создание магистрального грузового 12-осного электровоза ВЛ85 главный комитет Выставки достижений народного хозяйства СССР своим постановлением наградил коллектив завода Дипломом I степени.

Всего было выпущено 272 электровозов ВЛ85 - для Южно-Уральской, Красноярской, Восточно-Сибирской и Байкало-Амурской магистралей. Сегодня электровозы ВЛ85 эксплуатируются в депо Нижнеудинск (Восточно-Сибирская ж/д) - от Мариинска до станции Борзя.

И все же ВЛ85 остается самым мощным электровозом ХХ века, подтверждающим высокий класс локомотивов, выпускаемых коллективом НЭВЗа, гордо несущим марку флагмана отечественного локомотивостроения!

к списку историй

screenRenderTime=1