К 45-летию БАМа

Три вахты Ирины Соколовой


 

 Соколова Ирина Олеговна, начальник Северной сетевой путеобследовательской станции

Говорят, что на БАМ в составе стройотряда можно было попасть только раз. Во многом, это правда, но я ездила на стройку три года подряд.

Впервые – в 1982 году, в составе студотряда ЛИИЖТ "Горизонт". Дорога была очень красивой и интересной, но самым утомительным стал последний этап – до станции Новый Уоян нас везли в вахтовках со скоростью 20 км.ч.

К нашему приезду лагерь был уже готов – группа ребят отправилась заранее, построила кухню, разбила палатки. Знающие люди мне еще до поездки посоветовали приобрести спальный мешок, и все два месяца я благодарила их за мудрый совет. Несмотря на то, что у нас были самодельные кровати с кучей одеял, из-за резко-континентального климата ночью было очень холодно. Заморозки в августе – обычное дело.

Как и многие девушки, в лагере я работала на кухне. Дело спорилось. У меня сразу манная каша получилась правильной, а не той, что резали ножами. Но для того, чтобы вкусно и сытно кормить отряд, нужно было приложить все грани кулинарного таланта.

Дело в том, что хоть зарплаты на БАМ были высокие, но каждый из ребят хотел сэкономить по-максимуму. Еще до приезда на совете отряда решили, что будем питаться из расчета 1 рубль на 1 человека в день. Не скажу, что это много, особенно, если нужно накормить молодых парней, проработавших весь день на свежем воздухе. У нас было много тушенки, гречки, макарон (правда, плохих), сухого молока и т.д. Лук по совету бывалых везли с собой из Ленинграда. А вот со свежим мясом было сложнее.

На помощь приходила фантазия. Ездили в Новый Уоян, где покупали свежие продукты. Обязательно брали орехи, сухофрукты, концентрированное молоко. Ребята выкопали ледник в вечной мерзлоте, и там мы хранили скоропортящиеся продукты. Еще у нас в изобилии было средство от комаров ("Дэта", если кто помнит), которое мы обменивали у местных, к примеру, на рыбу. Так я попробовала хариуса, а наши ребята с севера приготовили настоящую строганину.

Помню забавный случай, как мы собирались за кедровым орехом. Сделали огромную колотушку, чтобы стучать по кедровым стволам. Приехали. Но буквально за несколько дней прилетели кедровки и склевали все орехи. Нам досталось только несколько шишек.

Группа наших ребят работала отдельно от остальных, в тайге. Им тоже нужно было готовить, и по приказу командира отряда меня направили на этот "фронт". Здесь было труднее, но и интереснее, кормила сама природа. Ягод было столько, что достаточно сесть в брусничнике и на расстоянии вытянутой руки собрать минимум литр. Грибы тоже никто не считал.

Разумеется, работать только на кухне скучно, поэтому я ездила с ребятами на строящуюся дорогу. Как и большинство студотрядов, мы занимались выравниваем полотна. Там я подсыпала щебень, выкапывала лунки для установки домкратов.

Как я уже говорила, на БАМе мне удалось побывать три раза. В 1983 году меня взяли уже как опытную повариху, а в 1984 году и вовсе попасть в отряд было нетрудно: дорогу достраивали, заработки стали меньше. А я поехала.

Теперь о доходах. В первую поездку заработала 800 рублей, во вторую – 700, в третью – 600. Парни получали больше – до 1200, но у них и труд был тяжелее. Для студентки это огромные деньги.

Правильно говорят, что БАМ не отпускает. Так получилось, что я вышла замуж, и моего супруга после института отправили на два года… в железнодорожные войска на Дальний Восток. Как жена декабриста, я поехала за ним, в Февральск. Там мы жили и в многоквартирных домах, и в палатках на морозе. Конечно, с маленьким ребенком было очень тяжело, но мы справились.

БАМ мне дал очень многое. Это и невероятный дух авантюризма, и интересные знакомства. К примеру, с нами работал наш сокурсник - один из основателей группы "Алиса" Андрей Шаталин. А командиром у нас был один из нынешних руководителей путевого хозяйства – Александр Гришов – заместитель ЦДРП. БАМ мне дал огромные и разносторонние знания. Я многое узнала о строительстве дороги, о ее эксплуатации в суровых условиях, познала труд путейца и многое другое. Поехала бы снова? Конечно! Уверена, что я еще многое могу дать БАМу, как и он мне. электровозов ВЛ85 - для Южно-Уральской, Красноярской, Восточно-Сибирской и Байкало-Амурской магистралей. Сегодня электровозы ВЛ85 эксплуатируются в депо Нижнеудинск (Восточно-Сибирская ж/д) - от Мариинска до станции Борзя.

И все же ВЛ85 остается самым мощным электровозом ХХ века, подтверждающим высокий класс локомотивов, выпускаемых коллективом НЭВЗа, гордо несущим марку флагмана отечественного локомотивостроения!

к списку историй

screenRenderTime=1