К 45-летию БАМа

Как мы строили Байкальский тоннель


 

 

Дмитрий Тарасевич, заместитель руководителя Сольвычегодской территориальной организации Дорпрофжел на СЖД

В 1982 году я поступил в ЛИИЖТ и почти сразу узнал от старшекурсников, что каждое лето институт формирует и отправляет студенческие отряды на БАМ. Мне повезло, и уже летом 1983 года я был зачислен в стройотряд механического факультета, став самым молодым бойцом. К тому времени я уже имел опыт работы железнодорожником – до института год трудился в локомотивном депо поселка Кулой.
На БАМе нас оформили в тоннельный отряд "Бамтоннельстроя", который базировался в поселке Гранитный и вел строительные работы со стороны западного портала Байкальского тоннеля на участке Кунерма-Северобайкальск.
К тому году тоннель был уже проложен, но оставалось много отделочных работ. Тоннель произвел на меня огромное впечатление, потрясающее по красоте сооружение длиной почти 7 километров. Но любоваться красотами сооружений и сибирской природы нам практически не довелось: строители отвели нам такой объем работы, что командир отряда на первом же собрании предложил трудиться по 12 часов без выходных. Это обеспечивало выполнение задания и, соответственно, достойный заработок.
В основном, мы занимались бетонными работами по благоустройству площадки у входа в тоннель, разными работами в технологической штольне. Часть отряда разбирала щитовые дома в Гранитном, где жили уехавшие строители тоннеля.
Жили мы в обычных армейских палатках. Внутри ничего лишнего: кровати да печь. Но нас это не смущало. Молодость, энтузиазм и хорошее здоровье позволяли преодолевать любые трудности. Но не скрою, уставали очень сильно. После ужина все буквально валились спать. Самым сложным было заставить себя подняться утром, особенно если ночью были заморозки. А днем стояла 30-градусная жара.
На БАМе была прекрасная традиция – слет всех стройотрядов ЛИИЖТ в Северобайкальске в честь Дня строителя. Одновременно на стройке работало до 10 отрядов, и для них в городе устраивались концерты, различные спортивные состязания. Но главным событием, конечно, был визит ректора. Евгений Яковлевич Красковский каждый год приезжал из Ленинграда в Северобайкальск и поздравлял студентов. Помню, что он пожелал нам вернуться к учебе полными сил и желания учиться.
Наша 52-дневная вахта закончилась 26 августа, затем был незабываемый переход через весь Байкал, от Северобайкальска до Иркутска, на "ракете" и полет в Ленинград.

В следующем году я вновь отправился на БАМ, уже в качестве опытного стройотрядовца. На этот раз мы базировались около Нижнеангарска и занимались ремонтом объектов инфраструктуры. Снова тяжелый труд и мало выходных дней, но мы осознавали, что причастны к великой стройке, понимали ее важность для страны и были горды тем, что в этом есть и крупица нашего труда. Конечно, нам доверили не главные пути, но в любом случае каждый из нас приобрел необходимый трудовой опыт. Тяжесть работы ежедневно компенсировалась величественными видами Байкала – мы жили почти на его берегу.

БАМ оставил неизгладимый след в моей памяти и жизни. А еще – в трудовой книжке. В разделе сведений о поощрениях записано "В честь Дня строителя, за активное участие в строительстве БАМ объявлена благодарность".

к списку историй

screenRenderTime=1