К 45-летию БАМа

12 лет БАМа


 

 

Алла Владимировна Паршина, электромеханик ЭЧ-1 станции Ярославль-Главный

Моя эпоха БАМа началась в 1985 году в СССР, а закончилась в РФ в 1997 году. Но на самом деле, мечтать о БАМе я начала раньше. Мой дядя еще в 1975 году работал там машинистом, и именно он рассказал и об удивительной атмосфере на стройке, и о нетронутой природе.

К 1985 году я закончила Омский институт и жила в городе Кокчетав (ныне Кокшетау) Казахской ССР. Мой муж работал в электромонтажном поезде ЭМП-705, и поэтому, когда он был направлен на электрификацию БАМа, я поняла, что моя мечта сбывается.

Сначала мы работали на электрификации, выполняли работы по наладке оборудования тяговых подстанций участка Улькан – Кунерма к западу от Северобайкальска. Жили в обычных железнодорожных вагонах, переоборудованных под жильё, которые делились на две семьи. Если семья была большой, то ей мог достаться и весь вагон. Конечно, его утепляли, проводили воду, перегородками делили на кухню и комнаты. Получалась небольшая квартира, достаточно теплая, несмотря на суровую погоду – зимой было и -45, и больше.

Многие рассказывают о своих встречах с медведями, но я хозяина тайги не видела. Знаю, что они любили приходить на мусорки.

Снабжение продуктами всегда было хорошим. К примеру, летом нам привозили свежую черешню, абрикосы. Разумеется, пользовались дарами природы – собирали клюкву, бруснику, чернику, голубику, грибы.

Работа была тяжелой. Поскольку наладчики всегда выходят на объект последними, нередко приходилось, чтобы уложиться в срок, работать и сверхурочно, и без выходных. Однажды к нам в вагончик пришел начальник ГлавБАМстроя Ефим Владимирович Басин и попросил пустить в короткие сроки тяговую подстанцию Окусикан. Пришлось постараться. На мороз никто не смотрел: погрелся у костра – и вперед за работу.

В 90-ых электрифицировали участок Северомуйск - Окусикан, и тогда я увидела и строящийся Северомуйский тоннель, и «Чертов мост» - знаменитый виадук на двухъярусных опорах. Да, действительно, высота метров 30, поезд движется медленно. Страшно даже со стороны смотреть.

Тяжелая работа компенсировалась удивительным отношением друг к другу. Идешь, бывало, по дороге – даже руку поднимать не нужно. Любая машина останавливается сама. Мы очень ценили немецкие Magirus. Комфорт там был такой, что водители действительно ездили в белых рубашках – это не преувеличение.

Культурная жизнь на БАМе бурлила: мы были на концертах и «Веселых ребят», и «Голубых гитар», и «Самоцветов» и мн. других.

Разумеется, платили за работу хорошо. В 80-ые – 250-300 рублей в месяц. Еще можно было встать на очередь за машиной и выплатить ее в рассрочку. Помогала возможность раз в год бесплатно съездить в отпуск. Даже во время реформ в 90-ые условия жизни и доходы были достойными.

Я считаю, что БАМ – это великий проект. Великий не только в плане строительства самой дороги. Ведь создавалась огромная инфраструктура: жилые дома для работников, детские сады, школы, больницы, дома отдыха. Последние годы мы жили в Северобайкальске – это целый город бамовцев с уникальной архитектурой. Там высокая сейсмоопасность и сильные ветра: так здания спроектированы так, чтобы выдержать сильное землетрясение и обеспечить комфортное пребывание во дворе. Рядом бьют горячие источники – можно поправить здоровье. А какие станции – по ним можно изучать архитектуру народов СССР! В Северобайкальске у нас родились дети.

Мы уехали с БАМа, поскольку подрастали дети, и их нужно было учить дальше. Выбор пал на Ярославль, о чем не жалеем. Но прошлые места все равно тянут. В 2014 году вместе с сыном снова приехала в Северобайкальск, встретилась со старыми знакомыми. Конечно, впечатления не те. Многие уехали, но главное – нет прежнего настроя, оптимизма, романтики.

Я благодарна своей судьбе за то, что познакомила меня с БАМом. Наш сосед однажды, узнав, что мы прожили там 12 лет, удивился и сказал, что все его знакомые возвращались через несколько месяцев. Правильно, они ехали за заработком, и я их ни в коем случае не осуждаю. Но мы ехали туда за романтикой, и получили ее в полной мере.

Использованы фотографии с сайтов http://visual.rzd.ru, fsk-ees.ru, sarpust.ru, fotokto.ru, sbk03.ru, ждвокзалы.рф и из личного архива А.В. Паршиной

к списку историй

screenRenderTime=1