К 45-летию БАМа

Первый год Северобайкальска


 

 

Вспоминает ветеран СЖД, бывший ревизор по безопасности движения поездов Анатолий Михайлович Гороховский

С 1973 по 1978 гг я учился в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ). После 1 курса в Великих Луках в 1974 году я в первый раз поехал в составе стройотряда на осушение болот в Порховском районе Псковской области. Когда в 1975 году уже в Ленинграде я закончил 2 курс, то по комсомольской путевке поехал бойцом студенческого стройотряда «Искра» на строительство БАМа. Родом я из Архангельской области, умел управляться с лопатой и топором, поэтому никаких проблем не было.

Мы прибыли в Северобайкальск. Города не было. Не было ни одного каменного здания. Причина понятна: всего лишь год назад сюда высадился первый десант строителей и разбил первый палаточный городок, который назвали Новогодний. Но поскольку будущий Северобайкальск планировался как одна из главных точек БАМ, с 1975 года сюда потянулся бесконечный поток людей, транспорта, стройматериалов. Поскольку строили преимущественно ленинградские строители и студенты, то и названия они давали свои. К примеру, главную просеку между палаток в шутку назвали Невским проспектом.

Масштабы работ поражали. Вы только представьте: всего год назад здесь не было ни-че-го. Непроходимая тайга. Даже эвенки старались обходить устье Тыи стороной – у них было поверье, что здесь жила нечистая сила.

Наш палаточный лагерь был в стороне. Жили в 20-местных палатках, в которых построили одноярусные кровати. Питались просто, но никто не жаловался.

Работы у нас было очень много. Во-первых, мы рубили просеки в тайге, где позже стали строить дома. Во-вторых, начали возводить инфраструктуру, прежде всего детские сады. Детей, особенно дошкольного возраста, было много – прежде всего в Северобайкальск приезжали молодые строители, которые потом получили здесь квартиры. В-третьих, мы много работали в порту. В то время до Северобайкальска можно было добраться только по озеру, поэтому и продукты, и стройматериалы, и людей доставляли только водой. Барж не хватало, поэтому старались разгрузить их как можно быстрее: пришло судно ночью – ночью и разгружали, в том числе и студенты.

Отмечу, что, несмотря на зачаточное состояние всей инфраструктуры, снабжение города в то время было хорошим. Можно было по знакомству (или, как тогда говорили, блату) достать натуральный кофе, печень трески и даже чешское пиво «Дипломат». Продавалось много японского импорта, и я купил сразу несколько автоматических зонтов «Три слона»: себе, сестре, будущей жене и т.д. Еще приобрел замшевую куртку, тоже японскую. Брали в рассрочку, под будущую зарплату.

В сентябре, когда мы уже вернулись в Ленинград, узнали, что месту нашей летней работы присвоено звание рабочий поселок Северобайкальский.

В следующем, 1976 году я снова поехал со стройотрядом, и мы снова прибыли в Северобайкальск. Изменения были заметны: уже работали детские сады, стало больше щитовых домов, меньше палаток, появились кое-какие дороги. Конечно, грузовики еще застревали в непролазной грязи, но город постепенно преображался. Мы спрашивали, почему не строят каменные дома? Оказалось, в той местности капитальное строительство осложнялось высокой сейсмоопасностью и вечной мерзлотой. Поэтому ленинградские инженеры разрабатывали отдельный проект, по которому первый кирпичный дом построят лишь в 1978 году.

В 1977 году я опять отправился на БАМ. Но уже не в Северобайкальск. Мы остановились в поселке Тоннельный (который теперь ликвидирован), рядом со строящимся Северомуйским тоннелем. Здесь строили различные подсобные помещения для работников тоннеля. В сам тоннель не ходили: и не пускали, да и некогда.

Действительно, БАМ затягивает. Не только из-за финансов, хотя они были одной из главных мотиваций. Скорее, из-за свойственной всем молодым людям стремления ко всему новому, к неизведанным краям, к новым знакомствам. На 5-ом курсе я планировал снова отправиться на магистраль, но помешали обстоятельства. Но я до сих пор бережно храню все комсомольские путевки, грамоты и значки, которые я прикалывал к своей стройотрядовской куртке. Приятным воспоминанием стала памятная медаль, к XXX-летию БАМа, врученная мне в 2004 году.

 

 

к списку историй

screenRenderTime=2