К 45-летию БАМа

Долгая дорога до стройки


 

 

Основные города Советского Союза отделяли от Байкало-Амурской магистрали многие тысячи километров. Конечно, был Иркутск, Хабаровск и Новосибирск, от которых до БАМ, по мнению жителей Москвы и Ленинграда, рукой подать… Но абсолютное большинство бамовцев проделывали до магистрали увлекательный и, как правило, очень длинный путь. О нем и поговорим.

Представим, что мы - студенческий стройотряд из Москвы или Ленинграда. У нас есть и ребята из деревни, умеющие держать топор, и отличники учебы, на форму мы заработали, значки и нашивки приделаем в куртке в дороге. В таком случае мы отправляемся на БАМ… на самолете. Время в полете - минимум 6-7 часов, и то если аэропорт Иркутска принимает. А это, по отзывам стройотрядовцев, было далеко не всегда.

Уффф... прилетели. Но от Иркутска до того же Северобайкальска - далеко, аэропорта в молодом городе пока нет. Кругом тайга и бесконечная стройка. Выходов два, и оба заканчиваются на берегу Байкала.

В первом случае студенты вместе с рюкзаками, гитарами и запасом провизии садятся на поезд и едут до порта Байкал, который находится у истока Ангары. По прямой - 70 километров, но поезд идет сначала на юго-запад до Култука, а потом начинается невиданная для жителей европейской части страны красота - часть Круглобайкальской железной дороги. Время в пути - 4 часа.

Другой вариант, не менее захватывающий - до того же порта Байкал, но на теплоходе "Восход". Красиво, готовит к следующему этапу, но если на судно погрузился один отряд, второй влезет с трудом - пассажировместимость 70 человек.

В порту Байкал, вдоволь находившись по прохладной даже в июле байкальской водице студенты грузятся... снова на теплоход. Здесь почти без вариантов: в Северобайкальск, особенно в начале строительства, иначе было не попасть. Но зато можно было с комфортном разместиться - "Комета", разработанная для пассажирского движения на море, брала до 120 человек. А ехать долго - почти 12 часов.

Долгая дорога с лихвой компенсировалась великолепными панорамами Ольхонских ворот, самого острова Ольхон, Байкало-Ленского природного заповедника, Баргузинского хребта. На подъезде к Северобайкальску внимание захватывал величественный Байкальский хребет. Кстати, теперь проехаться на "Комете" с ветерком не получится - с 2017 года маршрут закрыт.

Выгружаемся в Северобайкальске - он в 70-ых и начале 80-ых гг. представлял одну большую стройку, и порт не исключение. Сразу с теплохода студотрядовцы потоки студотрядовцев разбивались на небольшие "ручейки". Большая часть вставала палаточными лагерями вокруг города, чтобы работать как на его стройках, так и на железнодорожных путях.

Значительная часть отправлялась дальше - на запад, в сторону строящегося Байкальского тоннеля, или на восток, в сторону Кичеры, Нового Уояна, Ковокты, Таксимо. Этим ребятам "везло" меньше. В те годы БАМ представлял собой несколько изолированных участков с центрами в Северобайкальске и Тынде. Доехать на поезде из одного города в другой было невозможно ("золотое звено" уложат только в 1984 году), и поэтому часть пути студенты проделывали по железной дороге, а часть - на "вахтовках" или просто в кузове грузовиков. Физическая помощь в виде выталкивания застрявшей машины даже не обсуждалась - иного способа добраться не было. Правда, в особо отдаленные участки строителей доставляли даже на вертолетах.

Чуть меньше везло (во-первых, долго, во-вторых, без круиза по Байкалу) тем, чей стройотряд должен был работать в районе Тынды. Еще в 1975 году был построен так называемый "малый БАМ" - дорога от станции Бамовская до Тынды. Именно по ней, свернув с Транссиба, строители добирались до столицы новой магистрали. Уже оттуда - дальше, на свои станции.

Тяжелее всех приходилось военным железнодорожникам. Они "штурмовали" самый тяжелый участок пути - восточный, от Тынды до Комсомольска-на-Амуре. В этом случае часть строителей добиралась до БАМа вообще через Комсомольск-на-Амуре и легендарную "пятисотку". Но зато была возможность посмотреть всю страну.

Конечно, мы описали не все возможные маршруты. Кто-то двигался по Транссибу в Тайшете уходил на западный участок. Кто-то вместо самолета ехал на поезде до Иркутска или Бамовской. Кто-то летел аж до Комсомольска-на-Амуре. Вариантов было много. Но все они заканчивались на БАМе.

В статье использованы иллюстрации с сайтов: pastvu.com, i.irklib.ru, uritsk.livejournal.com, magictaiga.ru, drive2.ru, golos.io, zolord.ru

 

к списку историй

screenRenderTime=1