К 45-летию БАМа

На строительстве Дуссе-Алиньского тоннеля


 

 

Рассказывает электромонтер контактной сети станции Ярославль-Главный Александр Разумов

Меня призвали в состав вооруженных сил весной 1981 года. К тому времени я закончил железнодорожное училище и работал на энергоучастке Ярославской дистанции Северной железной дороги. В результате меня отправили в состав железнодорожных войск на восточный участок Байкало-Амурской магистрали.

После 9-часового перелета до Хабаровска, а дальше поездом до Ургала меня и группу ребят из Ярославля направили в воинскую часть на разъезде Дуссе-Алинь на строительство тоннеля. Точнее, тоннель был построен в 1947-1950 гг силами заключенных. Проходка велась с двух сторон навстречу друг другу. После этого тоннель был брошен. В мае 1953 года строительство восточного участка дороги было прекращено, а затем законсервировано.

В силу высокой обводненности породы постепенно тоннель оказался полностью заполнен льдом. С возобновлением строительства Байкало-Амурской магистрали в октябре 1975 – феврале 1976 гг. силами железнодорожных войск тоннель был "разморожен".

Перед нашим взводом была поставлена задача подготовить тоннель, чтобы в нем могли работать гражданские железнодорожники, и завершить его оборудование. Работы было много. Наш первый взвод устанавливал кронштейны под кабеля под сводом тоннеля, долбили ниши под освещение и вентиляторы, заливали фундамент под оборудование и устройства и многое другое. Вентиляция была необходима для удаления дыма от тепловозов и поддержания нужной температуры в тоннеле. Не обошлось и без происшествий. Работы велись на высоте, и при очистке вентиляционного ствола леса обрушились, трое солдат упали, один из них получил серьезную травму спины.

Условия работы были тяжелыми. Во-первых, в тоннеле темно. На всех шахтерских фонарей не хватало. Нам приходилось делать горелки из ветоши и дизельного топлива. Эти горелки сильно чадили, поэтому мы всегда ходили черными. Во-вторых, в тоннеле было холодно и зимой, и летом. Конечно же, у нас было теплое обмундирование: ватные штаны, куртка, но работать в такой форме было крайне неудобно. Но нашему взводу повезло все-таки больше, чем остальным сослуживцам. Третий взвод, к примеру, работал на отводе воды из дренажной штольни и им круглогодично приходилось ходить в резиновых сапогах, из-за чего возникали проблемы со здоровьем. Не представляю, что пришлось пережить заключенным, прокладывавшим этот тоннель.

Вода – главный бич ДУссе-Алиньского тоннеля. Из-за высокой обводненности пород здесь всегда сыро. Чтобы удалить воду, по обе стороны путей шли дренажные штольни. Дополнительно посередине путей были вырыты небольшие колодцы, в которых стояли нагревательные элементы, не дающие воде замерзнуть. Насколько я знаю, эта система с некоторыми доработками функционирует до сих пор.

Строили не только тоннель. Мы возвели варочный цех для кухни, так как старый пришел в негодность. Все трудились, и всем было тяжело. Но самая тяжелая служба досталась новобранцам-узбекам. Им поручили ставить опоры контактной сети, а из инструментов были только зубило, молоток и кувалда. Но они справились! Кстати, состав у нас был многонациональный, но поскольку тяжело было всем, все старались друг другу помогать, а потому быстро сдружились. Например, моими лучшими друзьями в армии были курд, башкир и хант.

Условия для жизни были спартанскими. Жили в деревянных бараках-казармах, которые отапливались самодельными печками, собранными из кирпичей. На лето печи разбирались, в холодное время собирались заново. Нормальную температуру в казарме было поддерживать сложно: натопишь 0 жарко, дрова прогорят – холодно. Поэтому спящие на верхних рядах то раздевались, то боролись за лишнее одеяло. Водопровода не было. Дежурные таскали воду вручную в баки, из которых она поступала в умывальники. Насчет питания… Конечно же, оно было самым простым, без изысков: суп, каша, макароны. Всегда хотелось есть. Иногда приходили посылки из дома, и это был праздник. Нужно помнить, что на дворе стояли 81-83 гг., и это было не самое лучшее время для Вооруженных Сил СССР.

О климате можно рассказывать долго. Бывало ветрено и очень холодно. Зимой мороз доходил до -40 градусов, летом температура не поднималась выше +25. Несколько раз был такой ураган, что мы не могли выйти из казарм – срывало шифер с крыши, выбивало окна. Из Монголии и Китая приходили песчаные бури.

Несмотря на все тяготы жизни, воспоминания о Байкало-Амурской магистрали остались только самые лучшие. Работы было много, но я встретил хороших друзей, побывал там, куда я сам бы вряд ли доехал. В конце службы меня и моего коллегу наградили медалями "За строительство Байкало-Амурской магистрали". Приятно, что я был частью истории страны.

 

к списку историй

screenRenderTime=1