К 45-летию БАМа

"Золотое звено" Куанды (Балбухты)


 

 

1 октября 1984 года на станции Куанда в торжественной обстановке было уложено "золотое звено". Бригады Александра Бондаря (шла с запада) и Ивана Варшавского (с востока) торжественно завершили одну из самых грандиозных строек СССР. Но реальность, как известно, всегда интереснее и сложнее официальных отчетов.

К 1984 году БАМ строился уже 10 лет и действительно находился в высокой степени готовности. Сроки поджимали, поэтому все бригады наращивали темп. По примерным подсчетам получалось, что западный и восточный отрезок соединятся в Куанде. Именно туда направились как высокопоставленные лица, так и журналисты.

Между тем, взвинчивание темпов строительства негативно сказалось на самом строительстве. Бригады, прорубавшие Кодарский (не путать с северокавказским Кодорским) тоннель, нарушили технологию, в результате чего произошел обвал грунта. В районе станции Леприндо пришлось строить временный обходной путь длиной более 7 км (вместо 1981-метрового тоннеля), причем в достаточно сложных сейсмических условиях. Все это затягивало торжественное завершение.

На западном участке все было несколько проще. Бригада Александра Бондаря, укладывавшая верхнее строение пути, развила невиданные темпы укладки – до 5 километров в день. И в сентябре строители прошли Куанду, направившись в сторону разъезда Балбухта. Именно там, около 30 километров к востоку от Куанды, на берегу реки Сюльбан 29 сентября в 10 часов утра и было уложено первое "золотое звено".

Конечно, звено укладывалось не в суровом одиночестве. О событии знали, готовились – к моменту укладки там собралось значительное число строителей. Еще 18 сентября, когда между бригадами оставалось менее 15 километров, в газете "Правда" вышла статья "Последний перегон", которая, пусть и оговорками на официальную позицию, великолепно передавала настроение тех дней. Само звено тоже было не простое – его собрали на станции Хани и привезли заранее. На память о событии был установлен памятник – две рельсы, соединенные досками с названием станций.

Как позже вспоминал Иван Варшавский, без приключений не обошлось: ночью перед торжеством выпал снег и ударил мороз. Все пытались согреться у костров. Да еще бригада Бондаря по какой-то причине не смогла накрыть стол с угощениями. Посуды не хватало, и шампанское пили прямо из касок.

Однако такое "камерное" завершение совершенно не соответствовало масштабу строительства. Поэтому уже 1 октября уже на станции Куанда было уложено "правильное" "золотое звено" - строители заранее сняли два звена и, как говорится, под прицелом фото- и кинокамер символически их уложили. Александр Бондарь и Иван Варшавский получили звезды Героев Соцтруда, работники бригад тоже были отмечены высокими наградами.

Завершилось ли строительство БАМа в тот день? Конечно же, нет. На сотнях километров строители "шлифовали" путь: скорость не лучший союзник качества. Еще не был достроен не то, что Северомуйский тоннель (ссылка) – не был возведен и Чертов мост (ссылка), элемент второго северомуйского обхода. Даже Кодарский тоннель завершат только через 3 года, в 1987. В общем, работы было много. Но официально и технически сквозное движение по Байкало-Амурской магистрали на протяжении 4135 км.было открыто. Пусть и с рядом оговорок.

Что касается Александра Бондаря, то это "золотое звно" оказалось не последним в его жизни. В 2011 году он торжественно уложил последнее звено Амуро-Якутской железной дороги (АЯМ).

В статьи использованы иллюстрации с сайтов visualrian.ru, press.try.md, kommersant.ru

 

к списку историй

screenRenderTime=1